XIII век: Слава или смерть

иконка игры XIII век


Компания-разработчик: Unicorn Games Studio
Дата выхода в России: 12 октября 2007 г.
Возрастные ограничения: 16+
Жанр: RTS
Локализация: Полная
Платформы: Windows
Сетевой контент: Есть мультиплеер


Обзор игры

XIII век — один из немногих представителей жанра тактической стратегии в реальном времени, выпущенный российской студией Unicorn в 2007 году. Является редким примером качественного проекта от разработчиков из СНГ.


Начнем смотр игры с сюжета. А его тут как такового нет! Есть лишь шесть никак не связанных друг с другом кампаний, состоящих из 5 миссий. Действие каждой кампании происходит в 13 веке и посвящено определенному государству того времени — Англии, Франции, Священной Римской империи, а также Древней Руси и Золотой орде.

И если первые три страны довольно часто встречаются в стратегиях про Средневековье, то вот два последних — нечасто. Вообще, создатели «Death or Glory» решили воплотить в своем проекте много того, чего еще не было ни в одном другом.

Так, каждая из сюжетных миссий представляет собой какую-либо историческое сражение — причем зачастую не сильно известное. В начале каждой битвы камера пролетает над полем боя, акцентируя внимание на определенных отрядах вашего и вражеского войска, а также на важных местах карты. При этом рассказчик вежливо объяснит, кто есть кто из полководцев, почему произошла та или иная схватка в реальной жизни, а также расскажет об особенностях места битвы.

Это и есть так называемый «сюжет». Как вы поняли, смысл «13 Века» заключается не в нем, а в геймплее.


Игровой процесс довольно схож с Total War’ом, правда только его боевой составляющей. Вам необходимо представить себя на месте легендарного военачальника и взять под управление целую армию.

Для удобной отдачи приказов солдатам в начале каждой баталии все они сгруппированы в отряды разного типа. Типов несколько: пехота (мечники, рыцари, копейщики и другие), стрелки (лучники и арбалетчики), а также конница. Объединять отряды или же смешивать их — нельзя.

Различные виды войск, как и положено любой нормальной стратегии, имеют преимущества друг над другом. Так, конные отряды запросто могут разнести мечников в прах, а самих конников при этом могут с легкостью убить копейщики, копейщиков вмиг разгромят рыцари и так далее.

Из-за этого может казаться, будто «Слава или Смерть» — вторичный продукт, копирующий другие игры жанра. Но это не совсем так. И тут есть две причины.

Первая — это реалистичность всего в игре. Войска разных наций одеваются в разную броню, монголы не имеют пеших воинов, все гербы созданы на основе реально существовавших, все карты в точности воссоздают местность проведения исторических событий, рельеф играет роль при боевых маневрах, стрелы имеют дальность полета и многое другое. Разработчик учли тысяча и одну мелочь!

Из первой причины вытекает и вторая — уникальная система морали войск. Да-да, в «XIII веке» нет бездушных солдатиков, а есть только живые люди! Каждый отряд имеет целый ряд характеристик, влияющих на настрой участников сражений. Это и открытость флангов и тыла, и уровень вооружения, и соотношение раненных/здоровых/мертвых, и даже просто заданная скорость перемещения.

Хлипкий крестьянин, ничем не защищенный и вообще набранный в ополчение за час до битвы, при одном виде врага уже может побежать со своими вилами обратно на ферму; а те же рыцари, вооруженные до зубов и одетые в латы, никогда не отступают и наоборот, порой даже не слушаются вас и кидаются в драку при одном виде арабов.

Такой правдоподобности уже давно не хватало тактическим стратегиям, поэтому Death or Glory огромный плюс за это!


А вот можно ли похвалить ее за техническую составляющую? Вполне!

Игра использует специальный движок, написанный для нее с учетом всех требований Unicorn Studio. Он поддерживает HDR (технологию реалистичного освещения), продвинутую систему частиц (пылинок и капелек воды), а также высокополигональные 3D-модели. Благодаря этому графика даже по сей день может впечатлить!

Музыкальное сопровождение тоже не подкачало. Русские композиторы впервые для себя попробовали создать «средневековый» саундтрек, и вышло у них неплохо. Атмосферности в игру привносят еще и записанные звуки — лязг мечей, топот копыт, звон кольчуги и прочие.

В общем, 13 век воссоздан на ура!


Ну что же, подведем итог нашего небольшого обзора. XIII Centuary — это годная стратегия для всех любителей тактических боев (и только!). Она имеет приятную для своего времени графику и отличается правдоподобностью всего и вся. Можно сказать, что это просто российское чудо!

Видео XIII Centuary